ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.

Центральная тема: любовь в лирике А.С. Пушкина

Любовная лирика — одна из главных составляющих творчества русского поэта. Именно она является основной темой его литературного наследия, которое изучают школьники, студенты педагогических колледжей, филологических факультетов вузов.

В своих произведениях А.С. Пушкин показывает многогранные проявления любви. Он приравнивает ее к вечному источнику вдохновения и жизненной активности, точке отсчета в творческих исканиях и осознания своих чувств. Стихи поэта о любви посвящены разным женщинам, с каждой из них у него были связаны особые переживания. Именно осмысление своих чувств к объектам влюбленности, страсти красной нитью проходит через всю любовную лирику А.С. Пушкина.

Его произведения, посвященные Анне Керн, наполнены жертвенностью. В них звучит готовность поступиться своими глубокими чувствами ради счастья, спокойствия любимого человека. Данный факт не мешает строкам стихов быть страстными, чувственными, нежными. Зато произведения, адресованные Елизавета Воронцовой, отличаются усиливающимся доминированием трагических нот. Любовь между поэтом и одной из самых образованных по тому времени женщин России была вызовом светскому обществу. Именно потому посвященные Воронцовой стихи Пушкина о любви отличаются глубоким осознанием разницы между романтикой и жизненными реалиями.

Стихи

Религиозный трепет перед объектом своих чувств поэту удалось глубоко раскрыть в произведениях, адресованных Наталье Гончаровой. Сравнивая ее с ангелом, мадонной, неземным чудесным созданием, он идеализировал любимую, приписывал ей всевозможные добродетели. Подобная идеализация обычно свойственна людям, которые переживают свою первую подростковую, юношескую любовь. Примечательно, что А.С. Пушкин, будучи уже умудренным жизнью человеком, между личным чувством и в чем-то даже фанатичной верой в совершенство Натальи смело поставил знак равенства.

Изначально тема любви в творчестве поэта тесно переплетается с вопросами дружбы, свободы, жизненного выбора. При этом гений часто идеализирует в своих стихах, поэмах крепкие дружеские, любовные узы между людьми. Контрастом такой идеализации в его произведениях становится столкновение с жизненными реалиями. В своих произведениях, где раскрыта тема жизненного выбора, поэт показывает конфликты между страстными отношениями и принятыми в обществе законами, свободными проявлениями чувств и эгоистическими поступками лирических героев. Однако в любом случае при чтении поэтических строк гения русской литературы у читателей возникает ощущение: А.С. Пушкин ведет свой диалог с каждым из них, искренне делится сокровенным, надеясь на понимание.